суббота, 9 февраля 2013 г.

метаболизм и качество жизни

Динамическое сохранение. Не понимаю, почему в России уничтожается все под ноль. Можно, конечно, уничтожить, а потом выстроить заново – одна жуткая гостиница тому свидетельство. Но мне ближе модель, примененная в Тель-Авиве. Как известно, город был выстроен архитекторами Баухауса. Многие дома, памятники архитектуры, нуждаются в консервации и реставрации. Городские власти дали инвесторам возможность надстроить 1-2 этажа, а вырученные средства вложили в сохранение старых частей зданий. Многие выступали против этой идеи, в том числе ЮНЕСКО, но архитектура существует для людей, а не наоборот. И этот проект хорош тем, что аккуратная надстройка не изменила облик улицы, не ухудшила инсоляцию домов. В Москве можно было бы попробовать так же сохранить исторический центр, хотя бы на каком-то экспериментальном участке попытаться сделать нечто подобное вместо того, чтобы  регулярно уничтожать старые здания.У вас получается средневековый город, среди которого торчат современные постройки. Это ужасно.

Потребность в новой типологии публичного пространства. Оно должно превалировать в городе. В XX веке городская модель была очень простой, основанной на ежедневном маршруте человека из дома на работу. Например, Чикаго всю свою историю был городом без публичного пространства пока между центром и берегом озера Мичиган не был разбит парк. Его территорию постепенно развивали и улучшали. Был создан концертный зал на открытом воздухе, со своим благоприятным микроклиматом, установлены интерактивные объекты современного искусства, обустроены фонтаны. Безлюдные ранее, эти места сейчас играют важную роль в жизни горожан. В Барселоне подобным образом благоустраивают типичную промышленную зону на побережье. Это будет урбанистический кластер в 200 гектаров. Важно, что большая часть инфраструктуры убрана под землю, запланированы установки, которые будут вырабатывать для этой территории энергию экологически чистым способом.

Несколько аспектов возникновения новых городских моделей, которые должны учитывать как архитекторы, так и инвесторы.

Неометрополитанизм. Города растут, но в большинстве случаев инфраструктурные изменения не отвечают их новым потребностям. В Барселоне 5 млн. жителей,  в Риме -  4 млн., в Милане - 3 млн. Чем больше жителей, тем выше расход энергии и риск нарушения баланса между потреблением и отдачей ресурсов, что приводит к снижению эффективности функционирования. Возникает большой вопрос: должны ли мы увеличивать размеры городов и переходить к неополицентризму? Если да, то сразу следует продумывать конфигурацию новых метрополий  (к примеру, они могут быть построены по принципу архипелага), создание новых коридоров и транспортных сетей между ними.

Урбанизация. Составляющие - досягаемость города, доступность жилья, общественное пространство, творчество. Что касается доступного жилья, то в период становления социальной демократии в Европе (в 1930-х годах) и в Советском Союзе вопросы обеспечения граждан социальным жильем стояли на повестке дня. А сейчас, например, в Испании есть миллион свободных квартир, но у местной молодежи нет никакой возможности купить их, потому что по ценам они доступны только весьма состоятельным людям, в основном иностранцам.

Интенсивность. Это понятие включает показатели плотности, компактности, ритма жизни. Что это такое, просто понять на российских примерах. Москва – один из самых интенсивных городов мира.

В августе и в сентябре, с утра и вечером, в пятницу и субботу, город функционирует по разному. Мы всё время нарушаем равновесие потребления и отдачи ресурсов. Чем больше и сложнее инфраструктура  города, тем сильнее нарушается это равновесие. Но город – это организм, в котором скрыты очень большие резервы для восстановления энергетического баланса, и в новых городских моделях их обязательно нужно задействовать.

Городской метаболизм –  эффективность функционирования, энергетический баланс,  логистика города. Допустим, нужно пересечь пустыню, выбрав для этого лошадь или верблюда. Недальновидный человек выберет лошадь - она красивая, быстрая, но не устойчива к жаре. Обмен же веществ верблюда способствует выносливости. Так и города. Есть эффективные с точки зрения метаболизма, а есть – не очень. Сейчас как раз ведется классификация городов Европы по 22  параметрам (от плотности населения до предположительной продолжительности жизни) с целью понять уровень эффективности их функционирования. В Стокгольме, Осло он очень высокий. Где-то в середине списка идут Барселона и Париж, а внизу  -  Будапешт, Бухарест (бывший советский блок). По России документации пока нет, поэтому она не включена в список. Но важно знать, почему один город более эффективен, а другой менее,  и как это можно изменить, потому что последствия плохого метаболизма – низкое качество жизни горожан, высокая стоимость транспорта и так далее.

4 показателя для формирования городской модели: метаболизм, интенсивность, урбанизм и неометрополитанизм.

Что касается последнего явления,  везде его воспринимают различно. Для Западной Европы - это большая проблема, связанная с нелегальной эмиграцией. В частности, в Голландии очень обеспокоены тем, что через 10 лет более 50% населения будут мусульманами. В то же время в Казани, исторической точке пересечения Европы и Азии, никакой проблемы в том, что мусульман и христиан здесь поровну, как мне показалось, не видят. Кстати, Казань, где на протяжении веков гармонично сосуществуют представители разных национальностей и религий, в моем представлении, могла бы стать главным городом России.

Современная урбанистическая культура формируется тремя интерактивными параметрами - увеличением скорости жизни, стремлением к устойчивому развитию, растущей мультикультурностью населения.

В последние 20-30 лет, в период, который можно назвать постфордизмом (автомобильный бизнес Форда радикально изменил жизнь в городах),  парадигма городского развития во всем мире определяется акронимом FIRE, то есть F (finances)- финансы, I ( insurance) - страхование, R (real estate) – недвижимость , E (enterprise) – предпринимательство. Это ядро городского развития на Востоке и на Западе. Но данная концепция рушится из-за международного финансового кризиса, который повлек за собой и городской кризис. Выжило, пожалуй, только E – предпринимательство, что должно вселять оптимизм в молодых людей.  Интеллектуальная работа, креативные идеи сейчас востребованы, и нам следует учитывать эту ситуацию в городском контексте.

Демографический кризис. В 2035 году население земли будет составлять примерно 9 млрд. человек (70% из них - обитатели городов), но рост этот неравномерен. В Филиппинах, Индии, Китае он составит 65%, в американских городах, от Канады до Аргентины, - 35%, в Европе - только 2-3%, а в России прогнозируется убыль населения. Аналитики задаются закономерным вопросом: «Можно ли сохранить и поддерживать структуру и размах этой территории с такой негативной, демографической бомбой замедленного действия?».

«В сегодняшнем мире технологические, экономические, социально-политические факторы меняют состояние городов гораздо быстрее, чем это происходило на рубеже XIX и XX веков. Тогда был осуществлен переход к современному индустриальному городу. Сейчас промышленность идет на спад, мы являемся свидетелями так называемой нео-тертичной экономики – постиндустриальной экономики, экономики сферы услуг. (одним из ее проявлений в урбанистической среде можно считать джентрификацию - прим.ред)

Факторы, вопросы и проблемы, которые следует учитывать при построении новых моделей городов. 

Хосе Асебильо - профессор и декан Архитектурной Академии Мендризио (Швейцария), руководитель студии Architectural Systems Officе, эксперт в области градостроительства, готовый испытать новейшие мировые подходы на территории Российской Федерации. Он возглавил двухлетнюю программу «ЭРА», запущенную в сентябре 2011 года и направленную на развитие Владикавказа как культурного, туристического, курортного и инновационного центра Республики Северная Осетия-Алания. Поскольку исследования Асебильо носят прикладной и перспективный для отечественной градостроительной практики характер, нам показалось важным опубликовать выдержки из его лекции «Новые градостроительные парадигмы. Перестройка в глокальном контексте», состоявшейся в МУАРе 15 сентября.

Принципы построения новых городских моделей, изложенные известным швейцарским урбанистом во время его лекции в Государственном музее им. А.В. Щусева.

автор: под редакцией Татьяны Карабановой, Екатерины Шалиной    |    просмотр: (3421)

Хосе Асебильо: «Последствие плохого метаболизма города низкое качество жизни его обитателей»

Хосе Асебильо: «Последствие плохого метаболизма города низкое качество жизни его обитателей» :: Архплатформа

Комментариев нет:

Отправить комментарий